Премьера сатирической комедии «Нобелевская неделя» в Новом драматическом театре: стоит посмотреть
Меланья и земляки
То, что полгода назад показалось бы гротеском, сегодня смотрит на нас из каждой подворотни: феномен предугадывания событий, как это часто бывает, сработал на все сто.
Главная героиня этой истории Меланья эфирная и гламурная. На голове — роскошная шляпка-пирожное, погибель и ревность идут по ее пятам, рушатся семьи и разбиваются сердца. Воистину знойная женщина, мечта поэта — по крайней мере, такой она предстала в исполнении актрисы Миланы Ивановой.
— Это в некотором смысле старомодный театр, — говорит Валентин Пепеляев. — Мне хотелось вернуть игровое карнавальное начало, вспомнить «Самоубийцу» Эрдмана, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина и другие великие вещи. Сатира вообще очень сложный жанр, режиссер Сергей Куликовский ее в спектакле несколько приглушил и был прав.
В «Нобелевской неделе» хватает аллюзий к драматургии, на которой выросло не одно поколение: люди средних лет и старшего возраста легко считают и отсылки к «Покровским воротам», «Тени» (имеется здесь и свой представитель «темных сил» — Человек из шкафа), и режиссерские намеки на Жана Жене. По признанию Сергея Куликовского, ряд сцен он вычеркнул из пьесы, заменив их живым вокалом: при помощи попсовых песенок из 1990-х и классических романсов артисты «допевают» то, что хотел сказать автор, настраивая зрителя на чуть более тонкую, уже не памфлетную, не сатирическую волну. Ощущение стремительно проходящей жизни, прорывающееся сквозь смех тайными слезами, наверное, самое ценное, что оставляет после себя «Нобелевская неделя». Время, отпущенное нам в этом мире, утекает сквозь пальцы, юношеские мечты о славе сталкиваются с повседневностью, в которой маленький человек проживает свои взлеты и беды, не замахиваясь на мировые масштабы: ему бы вот это, частное и невеликое, одолеть. Да и у прославленных и обласканных, сколько бы они ни кичились своими свершениями, тоже ведь по большому счету ничего не сбылось… И черный юмор постепенно уступает место лирике.