Затерянные в Сибири
Недавно труппа выпустила очередную премьеру — драму «Валентина» по пьесе советского драматурга Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Стоит напомнить, что некогда именно с драматургии Александра Вампилова начинался режиссерский путь Валерия Анисенко.
В 1979 году вместе с артистами минских театров он осуществил постановку пьесы «Утиная охота» с народным артистом СССР Виктором Тарасовым в главной роли. Спектакль стал событием для столицы и со временем превратился в легенду. Те, кто пока не доехал на премьеру в Молодечно, получили возможность посмотреть премьеру на радушной площадке Дома Москвы в Минске. Показ спектакля был приурочен к приближающемуся празднику — Дню России. Помощь в организации показа молодечненскому театру оказали посольство России в Беларуси и принимающая площадка — Дом Москвы в Минске.
«Валентина» сразу берет за горло своей искренней интонацией, высокой степенью художественной правды, точно переданной атмосферой таежного райцентра. Сценография Дарьи Волковой и музыка Тимура Калиновского лаконичны и сдержанны, они не отвлекают от действия, но создают целостный и выразительный мир, в котором снова бушуют страсти человеческие. Тщетно пытается примирить сына Павла (Никита Дроздов) и мужа (Сергей Корзей) буфетчица Хороших в исполнении Елены Рахмангуловой. (Актриса в этой роли может претендовать на заслуженные лавры, включая и Национальную театральную премию.) Так убедительна и велика здесь ее эмоциональная амплитуда. Таит любовь к следователю Шаманову (Алексей Карпец) юная работница чайной Валентина (Екатерина Щербач). Сам Шаманов проводит время у пленительной аптекарши Кашкиной (Александра Грасевич). Местный буквоед, холостяк и внештатный корреспондент газеты Мечеткин (Андриан Барткевич) тоже никак не устроит свою личную жизнь.
Среди актерского состава спектакля «Валентина» — ученики актера и педагога Владимира Мищанчука.
В старика Еремеева органично перевоплотился совсем молодой артист Владимир Назаренко. Все смешалось в этом таежном райцентре. Помимо неизбежных «гамлетовских» вопросов бытия, герои решают и вполне рядовые: куда идти сегодня на танцы — в Ключи или Потеряиху? Куда ни иди — всюду клин. И безбрежное «зеленое море тайги».
Недавно в Драматическом театре Белорусской армии главный режиссер театра Игорь Фильченков в содружестве с актером Василем Бойдаком так же деликатно и по школе поставил вампиловские «Двадцать минут с ангелом» из цикла «Провинциальные анекдоты». Тогда подумалось: как же, оказывается, нужна нашим театрам драматургия Вампилова с его мощным подтекстом, вниманием к деталям, психологическим нюансам, отсутствием всякой декларативности! Молодечненский коллектив пошел еще дальше и решился на высокую трагедию.
Своей задачей режиссер также считал передать дух эпохи, во время которой была написана пьеса.
Этому искреннему и пронзительному спектаклю, напоминающему о хрупкости человеческих чувств без патоки и сентиментальности, хочется пожелать долгой жизни и, конечно же, счастливой фестивальной судьбы. Его обязательно должны увидеть на родине Александра Вампилова — в Иркутской области. На холодных берегах Байкала режиссер Анисенко бывал не однажды. Может, потому и получился спектакль, что приходил он с земным поклоном к месту гибели драматурга возле поселка Листвянка, видел байкальское небо и присягал на верность бесконечной глади самого большого пресного озера в мире.
Добрый зритель в девятом ряду.
"СБ.Беларусь сегодня"