Премьера «Невеста из Имеретии» в Музыкальном: восточный колорит, бездна юмора и музыка великого Гии Канчели

2147 праглядаў

Кавказская пленница

На сцене Белорусского государственного академического театра состоялась премьера музыкальной комедии «Невеста из Имеретии» по пьесе и стихам Владимира Константинова и Бориса Рацера в постановке главного режиссера Михаила Ковальчика. Автор музыки — грузинский композитор с мировым именем Гия Канчели, мы его знаем по саундтрекам к известным картинам «Не горюй!», «Мимино» и «Кин‑дза‑дза!». В стенах Музыкального театра сочинения Канчели зазвучали впервые. 


«Невеста из Имеретии» — красочный и динамичный спектакль, вобравший в себя все лучшие традиции музыкальной комедии как жанра. Фонтан подлинного грузинского юмора, изысканный национальный колорит и легкий налет аристократизма создают подлинный спектакль‑фейерверк. Хореографами‑постановщиками спектакля выступили Юлия и Николай Михайловы. Танцы здесь подкупают чистотой рисунка и этнографической точностью.

Оркестр театра под руководством дирижера‑постановщика Николая Макаревича проделал большую кропотливую работу и постарался передать все оттенки и нюансы удивительных гармоний великого симфониста Канчели. Чарующий и атмосферный мир грузинской Имеретии воссоздал главный художник театра Андрей Меренков, а костюмы с неповторимым колоритом придумал Илья Подкопаев.

Мир, созданный авторской группой, пленяет с первых минут. Сразу же понятна и драматургическая канва: овдовевший отец семейства Бекина (Владислав Данилович), почувствовав прилив сил, снова хочет жениться. Однако его сын Платон (Артем Хомиченок) и невестка Мелано (Наталья Дементьева) обеспокоены судьбой будущего наследства. Это заставляет молодое поколение сплести собственную интригу. Кандидатура скромной дважды вдовы Элене (Екатерина Дегтярева) кажется им вполне безопасной. Однако у судьбы есть собственные планы на вдовушку.

К вопросу женитьбы и сватовства на Кавказе всегда подходили с особым трепетом. «А кто вообще спрашивает невесту? Мешок на голову и… фьють!» — предлагал товарищу Саахову персонаж Джабраил из комедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Нечто подобное произойдет и в нынешнем спектакле под хохот зрительного зала. Благородная вдова Элене будет похищена таким же элегантным способом из своего обиталища. И если спросила бы она: «Куда мчимся, генацвале?», ответом бы ей стал призывный возглас: «Навстречу твоему счастью!»

Отдельного упоминания заслуживает комедийный выход в спектакле старших соседок Бекины. Каждое их появление сопровождается смехом в зале. Признанные мастера труппы Людмила Станевич, Ирина Заянчковская, Леся Лют купаются в предложенных комических амплуа.

Если что‑то и наследует премьера «Невеста из Имеретии» от легендарной «Ханумы» того же Канчели, то только ее жизнелюбие.

— Когда‑то «Невесту из Имеретии» ставил Георгий Товстоногов в Ленинграде в БДТ для артистки Зинаиды Шарко, — рассказывает режиссер спектакля Михаил Ковальчик. — Я тоже работал с этой пьесой в театре им. М. Горького. В моей постановке солировала народная артистка ­СССР Александра Климова. Фурор тогда был неимоверный. Несмотря на то что обращаюсь к этой истории уже второй раз, репетировали мы непросто. Для меня было важно выйти на человеческую интонацию без штампов и нажима. От актеров здесь требуется максимальная отдача. Мне вновь захотелось вернуться к этому материалу, потому что он кажется мне крайне актуальным. 

Исполнительница главной роли Элене актриса Виктория Жбанкова‑Стриганкова признается:

— Михаил Станиславович постоянно нас в хорошем смысле сбивал и осаживал, потому что всегда есть определенный шлейф и предыдущих образов, и прежних восточных комедий, интерпретаций подобного материала. Труппа наша сбитая и слаженная, заводится с полоборота, но режиссер добивался от нас абсолютного погружения в образы, полного проживания, не давал возможности комиковать без причины, делать карикатуру или откровенный водевиль. Кажется, в итоге получился теплый, домашний спектакль. В нем очень много качественного юмора. Нам будет интересно, какие шутки найдут отклик у зрителя. 

По ощущениям, худрук Музыкального театра Адам Мурзич после премьеры остался доволен результатом:

— «Невеста из Имеретии» — хорошая история и хороший сюжет. Здесь нет особенно замысловатого вокала и чересчур трудных партий. Сложность спектакля заключена в другом: важно передать его тонкую семейную атмосферу. Донести до зрителя проникновенность и лиризм образов, сыграть драму характеров представителей разных поколений. Меня порадовало и то, как деликатно работает с солистами наш оркестр: он слышит каждого исполнителя. 

…А мы со своей стороны уверены, что «Невеста из Имеретии», как дорогое грузинское вино, с годами будет становиться на сцене Музыкального театра только лучше.

Тэатры