Премьеру «Opus 40. Бесприданница» режиссера Сергея Ковальчика уже ждут в трех городах России

382 праглядаў

Течет река Волга…

В Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького состоялась премьера спектакля «Opus 40. Бесприданница» по пьесе Александра Николаевича Островского. В качестве постановщика выступил художественный руководитель театра Сергей Ковальчик. Премьеру приурочили к празднованию 200-летия великого русского драматурга.

Пьеса была написана в 1878 году и стала сороковым по счету оригинальным произведением Александра Островского. На черновом варианте рукописи «Бесприданницы» автор пометил: «Opus 40». Именно это его уточнение и стало отправной точкой в динамичной режиссерской интерпретации.

— Тем самым Островский хотел подчеркнуть музыкальность пьесы, — считает Сергей Ковальчик. — Она здесь заключена во всем: в песнях и музыкальных номерах, которых в пьесе очень много, в возникающем от этого особом славянском настроении, в природе. Для меня это полифоническое произведение, в котором много пластов. Очень образная и волнующая история.

Режиссер развернул пласты во всю ширину: мелодраматизм нарастает постепенно, волжские купцы с их повадками показаны с налетом легкой комедийности. Диалоги чередуются с выступлениями эффектного хора, ставшего полноправным действующим лицом.

В роли матери главной героини зрители увидят заслуженную артистку Беларуси Анну Маланкину. Ее Харита Игнатьевна, как и подобает, натура сложная, мятущаяся и проницательная. Роль Ларисы Огудаловой исполняет молодая актриса Вера Грицкевич, которую хорошо знают зрители Гомельского областного драматического театра. В Юлия Капитоновича Карандышева перевоплотился Сергей Жбанков. Ослепляет блеском и размахом в роли Сергея Паратова заслуженный артист Беларуси Руслан Чернецкий. И если в «Братьях Карамазовых» его Митя отказывается от идеи госпожи Хохлаковой заняться золотыми приисками, то здесь берет их в приданое. Гуляка Робинзон в исполнении Павла Евтушенко выглядит предельно экзальтированно, чем немало забавляет местных жителей. Свои интересные краски в актерский ансамбль вносят Денис Немцов в роли Кнурова и Егор Третьяков в образе Вожеватова.

В спектакле, жанр которого обозначен как «ярмарка невест в 2 действиях», находится место юмору и ироническим отступлениям. В одной из сцен Паратов и его веселая компания чуть не затягивают романс «А цыган идет» («Мохнатый шмель») композитора Андрея Петрова из фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс», но вовремя останавливаются. Но песен в постановке и так достаточно. А трагический финал, в котором рядом с несчастной Ларисой возникают призраки и других девушек, словно родом из какой-нибудь мистерии и явно апеллирует к подсознанию зрителя.

Впечатляющую сценографию, передающую весь волжский размах и беззащитность робкого человека перед алчными хищниками-дельцами, придумала художник Алла Сорокина. Костюмы и головные уборы вручную создали художники Мария Герасимович и Александра Карнажицкая. Композитор и аранжировщик народных песен — Тимур Калиновский. С артистами специально работал хормейстер Павел Юхнович. Масштабные хореографические номера поставил балетмейстер Дмитрий Залесский.

Уже в мае премьерный спектакль «Opus 40. Бесприданница» ждут на V Фестивале русских зарубежных театров в Набережных Челнах. А затем в рамках программы «Большие гастроли» белорусскую постановку увидят жители Уфы и Оренбурга.

pepel@sb.by

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ, НАРОДНАЯ ГАЗЕТА

Фото: Александр КУЛЕВСКИЙ

Тэатры