"Нобелевская неделя": театр сатиры
На сцене Дворца культуры профсоюзов в Бресте состоялся конкурсный показ спектакля Нового драматического театра из Минска «Нобелевская неделя» в постановке художественного руководителя театра Сергея Куликовского по пьесе обозревателя издательского дома «Беларусь сегодня» Валентина Пепеляева. История, начинающаяся как мелодрама, перерастает в откровенный фарс и сатирический памфлет, в котором нет правых и виноватых.
Интересно, что спектакль вызвал резкое неприятие у критиков, работавших на фестивале -- в частности эксперты Владислава Куприна (завлит Московского ТЮЗа) и преподаватель Белорусской государственной академии искусств Ольга Столярова заявили творческой группе спектакля, что могут сказать о нем только "негатив" и не увидели в нем ничего хорошего. Назвали пьесу слабой, а режиссуру -- бездарной. В итоге традиционное обсуждение конкурсного спектакля после показа не состоялось. Пожалуй, впервые в истории "Белой Вежи". Пахнуло советскими формулировками о "низком идейно-художественном уровне", цензурой и вкусовщиной. Будь дамочки типа Куприной или Столяровой в советское время у руля -- и не выпустили бы подобный едкий спектакль на сцену? В итоге униженная, но гордая труппа Нового театра уехала в Минск без творческого диалога, на который искренне рассчитывала, оставив критиков Куприну и Столярову наедине с собственными демонами.
Гротескная форма существования актеров, звучащие ретро-шлягеры, яркие костюмы, с одной стороны, настраивают на комедийный лад, но с другой – заставляют о многом задуматься. Публика, пришедшая в этот вечер в брестский Дворец культуры профсоюзов на все происходящее реагировала живо и эмоционально, не ожидая от труппы столичного театра столь острого полемического заряда. Все это свидетельствовало о том, как важно сегодня ставить не только классику, но и говорить о проблемах дня сегодняшнего, создавать собственное культурное поле. Пусть кому-то эти попытки и покажутся несовершенными и наивными.
– Одной из задач нашего фестиваля всегда являлась поддержка белорусской драматургии, – говорит директор «Белой Вежи» Александр Козак. – Важно, чтобы она не затерялась сегодня в насыщенной театральной афише страны, где, пожалуй, представлены все авторы и все континенты. Мы не могли пройти мимо интересного столичного коллектива и нового автора, которого знаем много лет как интересного и непредвзятого театрального аналитика.