Феномен Филумены
Невероятные приключения итальянцев в Витебске
Именно этим спектаклем театр открыл свой 95-й сезон. Он же стал бенефисом заслуженных артистов Беларуси Галины Букатиной и Георгия Лойко, исполнивших в премьере главные роли — Филумены и Доменико — и отметивших в прошедшем году юбилеи. Жанр мелодраматической истории режиссер Юрий Пахомов определил как «драматическая комедия на 2 действия».
Чем еще в пандемию привлечь зрителя в театральный зал, как не историей вечной, всепрощающей и всепобеждающей любви? «Филумена Мартурано» — известный театральный хит. Зрители старшего поколения помнят и прекрасный фильм Витторио де Сики 1964 года с Софи Лорен и Марчелло Мастроянни в главных ролях.
Пахомов поставил лаконичный и изящный спектакль, двухактный, но не затянутый, пронзительный, не слезливый. Чувственный рассказ о любви и долге, преданности и самопожертвовании. О любви, которую проносят сквозь годы и которая выдержит любые испытания, потому что в какой-то момент она сама начинает бороться за себя. Спектакль держится на органике витебских актеров, их внутреннем аристократизме. Большие и опытные мастера сцены Букатина и Лойко лишь несколькими штрихами намечают характер, обрисовывают судьбу, а у зрителя уже перехватывает дыхание. Он предвкушает минуты подлинного признания, и они действительно наступят. Спектакль хорошо держит заданный ритм, даже в сентиментальные мгновения, и от него остается приятное послевкусие, как от дорогого вина.
Витебские актеры хорошо чувствуют итальянскую стилистику, саму сложную природу такого жанра, как драматическая комедия, и раскрываются каждый по-своему и в полной мере. Видно, что Юрий Пахомов, поставивший на коласовской сцене несколько спектаклей, хорошо чувствует труппу, понимает ее. Каждому актеру его роль впору. При каждом появлении заслуженной артистки Беларуси Тамары Скворцовой в роли добросердечной Розалии Солимене кажется, что по залу прокатывается волна тепла и сердечности. Тамара Владимировна здесь отнюдь не «комическая старуха», она выше и серьезнее этого амплуа. Ее Розалия — один из эмоциональных центров этой истории. Порадовал напором жизнелюбия и оптимизма и Юрия Цвирко в образе Альфредо Аморезо. Не уступают старшим коллегам и молодые харизматичные коласовцы Артем Блохин (Микеле), Владислав Журавлев (Рикардо), Тимур Жусупов (Умберто), Дарья Французова (Лючия), Евгений Береснев (Ночелла), Виктория Шамардина (Диана).
Заслуженный артист Беларуси Георгий Лойко, помимо театра, активно снимается в кино. Так, в фильме Владимира Янковского «Купала» он сыграл Якуба Коласа, а в картине народного артиста СССР Александра Митты «Шагал — Малевич» — чекиста. «Завидую сам себе, что удалось поработать с таким профессиональным режиссером и популярными артистами», — признавался он в одном из интервью
Созданию европейской атмосферы спектакля способствует тонкая и, как всегда, небанальная работа художника-постановщика Валентины Правдиной, одного из самых талантливых художников своего поколения. Недавно, например, она придумала костюмы для премьерного мюзикла Карена Кавалеряна и Аркадия Укупника «Ромео vs. Джульетта. XX лет спустя» в Музыкальном театре. В коласовском театре Правдина уже работала над спектаклями «Краковский студент», «Очень простая история», «Я жду настоящего мужчину...», «Легенда о любви», «На что жалуемся?», «Кошки-мышки». Ее сценография и костюмы в нынешней премьере отвечают и духу литературного первоисточника, и современности.
Премьера «Шлюб па-італьянску» — очень жизнеутверждающая история. Хотя время для театров сейчас непростое. Залы не заполнены полностью. А играть при полупустом зале — удовольствие сомнительное. Тем не менее актеры в Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве и других городах не падают духом, находят в себе силы выходить к зрителю, продолжают верить в себя и профессию. В витебском спектакле есть то легкое дыхание, за которое мы любим настоящий театр, есть ощущение полета наподобие шагаловского полета влюбленных над Витебском. В умелых руках Юрия Пахомова талантливые витебские актеры взмыли над суетой, мелкими страстями и повседневными проблемами. В общем, этот «Брак…», если и произошел, то отнюдь не по расчету, а по любви.
КСТАТИ
Актриса Галина Букатина уже играла в спектакле «Филумена Мартурано» по пьесе Эдуардо де Филиппо в конце 1980-х в постановке Бориса Эрина. В том спектакле Галина Николаевна создала образ сердцеедки Дианы, молодой соперницы главной героини.
СПРАВКА «НГ»
Эдуардо де Филиппо написал комедию «Филумена Мартурано» в 1946 году. Постановка имела такой успех, что актеры были приглашены Папой Римским Пием XII на частную аудиенцию. Пьеса и сейчас ставится во всем мире и несколько раз была экранизирована.