Игра в молчанку
Похоже, подающий большие надежды молодой режиссер Даниил Филиппович прижился в Купаловском театре
На Камерной сцене Купаловского театра состоялась премьера спектакля с довольно мудреным названием «Чакана гучна i да болю блiзка». (Без рюмки коньяка и не выговоришь.) Поставил его Даниил Филиппович, молодой белорусский режиссер, недавний выпускник ГИТИСа.
Без лишних слов
Это уже четвертая постановка Филипповича в театре после «Женитьбы» по Гоголю и трогательных «Вечеров у камина», включающих литературно-музыкальную композицию «Сніўся мне сон» по Констанции Буйло и музыкально-пластическую фантазию «Скрыжаванне». Название премьерного спектакля — «Чакана гучна i да болю блiзка» — прямая отсылка к одноименному роману американского писателя Джонатана Фоера, посвященному событиям 11 сентября 2001 года, когда США подверглись террористическим атакам.
Спектакль поставлен по пьесе канадского драматурга Мориса Панича «Соглядатай». Главную роль в нем интересно и совсем не теряясь на прославленной сцене исполняет молодой актер Сергей Бирульчик. Компанию ему составила Татьяна Гулевич и корифеи Купаловского театра Тамара Миронова и Зинаида Зубкова. Фишка в том, что актрисы не произносят ни слова. Героиня Мироновой изъясняется жестами и характерным мычанием, по сюжету она практически все время проводит в кровати. А изысканная героиня Зубковой, кажется, сумевшая остановить время, поэтичная женщина в окне, молча наблюдает за всем происходящим на протяжении спектакля.
Кстати, в «Женитьбе» Зинаида Зубкова тоже не проронила ни слова, сыграв Тень Женитьбы. Для кого-то так использовать талант народной артистки — расточительство, а для Даниила Филипповича — нормальный тренд. Когда актер не прибегает к вербальным знакам, чтобы произвести на нас впечатление, отказывается от прямого воздействия на зал словами и речью, он напрямую обращается к нашему бессознательному, а это уже «аттракцион» с непредсказуемым итогом. В любом случае наверняка мы продолжим наблюдать за тем, как режиссер Филиппович попросит артистку Зубкову молчать в своих спектаклях — молчать, сдерживая ярость или, наоборот, предаваясь сентиментальным воспоминаниям.
В режиме реалити-шоу
На первый план в премьере «Чакана гучна i да болю блiзка» выходит тема взаимоотношения поколений. Главный герой — молодой человек Кэмп — приезжает к своей тетке Грейс, нацеливаясь на возможное наследство. Ведь тетка, кажется, тяжело больна и не сегодня завтра даст дуба. Попутно он вспоминает свои взаимоотношения с женой, погружается в детские воспоминания, перебирает все свои детские обиды, которые его по-прежнему тревожат.
Художник спектакля Александр Каменец придумал для постановки интересное пространство в духе шоу «За стеклом»: мы как будто подглядываем за жизнью Кэмпа и его драмой в режиме реалити-шоу. Кинематографичности добавляют работающая видеокамера и уже привычные в современном театре экраны. Два ряда зрителей, как на очной ставке, сидят друг напротив друга по обе стороны декорации. Подобные игры с пространством всегда интересны.
Тетка Грейс (Тамара Миронова) бурно реагирует на монологи Кэмпа. Жена Кэмпа (Татьяна Гулевич) периодически возникает в воспоминаниях и устраивает сцены. Женщина в окне напротив (Зинаида Зубкова) — воплощенная загадочная канадская душа. Да, мы забыли еще про один запоминающийся персонаж — живая рыбка в аквариуме! Свою роль она играет блестяще, ни разу не отошла от режиссерского рисунка и достойна двойной порции корма после премьерных показов.
Обойдемся без спойлеров — лишь намекнем, что в финале зрителя ждет симпатичный перевертыш в духе детективов Альфреда Хичкока и Агаты Кристи. Хотя, как это часто бывает в классических детективах, ответы лежат на самом видном месте: внимательные зрители наверняка заметят, что на афише актриса Тамара Миронова изображена с глазами… Зинаиды Зубковой. В общем, интрига и саспенс обязательно будут. Семейно-камерный спектакль постепенно разрастается до неприличных размеров психологической фрески, богатой смыслами и оттенками.
Кто бы там что ни говорил, а Купаловский театр пополняет свою афишу новыми интересными постановками.
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ, "Народная газета"